^ИС: Парламентская газета ^ДТ: 19.04.2002 ^НР: 955(324) ^ТТ: НеобыЧные киноактеры Евгений ЛИСАНОВ. Проходит кавалериЯ... в историю
В самом начале 60-х годов кинорежиссер Сергей Бондарчук задумал снять фильм "Война и мир".
Для съемок кавалерийских баталий требовались конные всадники. Известный мэтр обратился за помощью,
как тогда водилось, в ЦК КПСС. В стремлении создать полновесную эпическую картину об Отечественной войне 1812 года его поддержал Герой Советского Союза генерал-лейтенант Николай Осликовский, командовавший в годы Великой Отечественной 3-м гвардейским кавалерийским корпусом. В высокой инстанции просьбу рассмотрели и дали "добро". Но где взять лошадей и наездников? Ведь еще в середине 50-х годов кавалерия как род войск была упразднена. Правда, выяснилось, что не всех кавалеристов разогнали.
В некоторых военных округах еще оставались подразделения конных всадников. Днем рождениЯ 11-го Отдельного казачьего кавалерийского полка считается 1 ноября 1962 года. Тогда на базе горно-артиллерийских батарей Закавказского и Туркестанского военных округов был сформирован Отдельный кавалерийский дивизион. Поначалу он дислоцировался в городе Мукачево Закарпатской области. 30 мая 1963 года часть была преобразована в Отдельный кавалерийский полк. На следующий год новоиспеченное подразделение переехало в город Дорогобуж, что на Смоленщине. Окончательную прописку полк получил около подмосковного поселка Алабино.
Так уж получилось, что полк, сформированный специально для съемок фильма "Война и мир", всю свою деятельность посвятил развитию отечественного кинематографа. Без него было бы немыслимо появление таких полюбившихся многим картин, как, скажем, "Битва за Берлин", "Освобождение", "Белое солнце пустыни"... На сегодняшний день в его творческой копилке - более 900 фильмов! А известные актеры Игорь Скляр, Федор Бондарчук, Николай Еременко, Сергей Жигунов, Андрей Ростоцкий проходили здесь срочную службу.
Кстати, и сейчас полк не остался без знаменитостей. Здесь служит единственная в Вооруженных Силах России девица-кавалерист Лариса Мялкина. В столицу она приехала из Пензы. Училась в Московском институте физкультуры и спорта. Узнав, что в Подмосковье есть кавалерийский полк, заключила контракт с Минобороны. Два года назад прапорщик Мялкина стала мастером спорта. На ее счету 20 медалей, 11 кубков. Есть у Ларисы мечта - принять участие в Олимпийских играх.
- Специфика подразделения, - рассказывает командир полка полковник Александр Герасименко, - диктует свои требования к личному составу. Кавалерийских "учебок", как известно, нынче нет, так что стараемся призывать юношей, любящих животных. У нас проходят службу представители различных казачьих войсковых объединений - Донского, Кубанского, Забайкальского.
Распорядок дня в кавалерийском полку несколько отличается от распорядка в других армейских подразделениях. После подъема солдаты отправляются на конюшню, как здесь говорят, "для ухода за конским составом". После осмотра внешнего вида лошадей поят и чистят специальной щеткой. При необходимости продергивают конский волос на гривах и на хвостах, чтобы длина соответствовала нормативам. Каждый кавалерист внимательно наблюдает за тем, что и как ест его четвероногий подопечный. Если лошадь съедает меньше положенного, ее осматривает ветеринарный врач.
- У каждой лошади свой характер, норов, - вступает в беседу младший лейтенант Юрий Волошин. - Бывают податливые, пугливые, встречаются грубые и даже агрессивные. И к каждому питомцу нужно найти свой, так сказать, ключик.
Когда новая лошадь приходит в полк, в течение месяца она находится в карантине. Во время обучения ее гоняют по кругу, приучают к седлу. Главное в этот период - не нарушить психику животного. И только потом на скакуна сажают наиболее подготовленного всадника.
Но даже после длительных тренировок у животных случаются сбои. Во время съемок фильма "Тихий Дон" конь никак не хотел перепрыгнуть через горящий барьер. Все попытки заставить его выполнить трюк были тщетны. И выход в конце концов был найден: с другой стороны злополучного препятствия подвели кобылу. Жеребец преодолел барьер без проблем.
- Периодически мы обновляем, так сказать, лошадиный "парк", - продолжает Александр Герасименко. - Ведь средний срок службы коня - 18 лет.
Когда скакун вырабатывает свой ресурс, его списывают. Если лошадка совсем плохонькая, сдают на мясокомбинат. Иногда обменивают у местных жителей на более молодых.
Разведением лошадей в полку не занимаются - это и хлопотно, и дорого, да и нет соответствующих пастбищ. Так что основным поставщиком лошадей по-прежнему остаются различные коневодческие заводы страны. В декабре прошлого года кавалеристы закупили на Ростовском конезаводе 22 лошади. Сейчас в хозяйстве полковника Герасименко 124 скакуна.
Здесь не принято говорить о проблемах. И тем не менее от них не спрячешься. Взять, к примеру, конюшни. Построенные еще в середине 60-х годов (да к тому же на болотистой местности), они ни разу не ремонтировались и сейчас представляют жалкое зрелище. А на строительство новых помещений средств как не было, так и не предвидится.
У ветеринарного врача части майора Константина Загоскина иная забота: уже несколько лет не поступают новые, современные медикаменты. Нет диагностической, рентгеновской аппаратуры.
Еще одна головная боль командования полка - жилищный вопрос. Из 72 офицеров и прапорщиков более трети не имеет собственного, что называется, угла. Чтобы хоть как-то снизить напряженность, руководство решило пойти на неординарные меры: переоборудовало помещение КПП под общежитие, часть казарменных бытовок приспособило под комнаты для одиноких офицеров.
Все эти и многие другие проблемы возникли, понятно, не в одночасье. Впервые кавалеристы ощутили их в середине 90-х годов. Полк тогда сократился на 100 человек за счет реформирования танкового подразделения.
Именно тогда возникла идея у руководства военного ведомства расформировать это уникальное подразделение (мол, часть не Бог весть какая боевая - архаизм да и только!). Но бывшему главкому Сухопутных войск генералу армии Владимиру Семенову (полк находится в составе именно этого вида войск) удалось отстоять часть.
В ноябре 2000 года Генштаб направил письмо в Минкультуры России с просьбой рассмотреть вопрос о финансировании кавалерийского полка в связи с отсутствием средств. Но вопрос повис в воздухе - у Минкультуры средств в обрез. Окончательную точку в судьбе полка ставит директива ГШ ВС РФ №314/2/044 от 22 января 2002 г., согласно которой подразделение должно быть расформировано до конца года.
Кавалеристы понимают проблемы Вооруженных Сил. Но даже в условиях финансовой безнадеги, считает командование части, подразделение можно сохранить: переподчинить Главному управлению воспитательной работы ВС РФ, но передать на баланс Минкультуры. Таким образом, полк оставался бы военной единицей, но финансировался бы другим ведомством. И в случае чего, например, в боевых условиях кавалеристов можно было бы задействовать в труднодоступной горной местности, где никакая техника не пройдет.
Что будет, если кавалерийский полк все же расформируют? На обороноспособности страны это никак не скажется, а вот общество потеряет частичку истории, причем безвозвратно.
c <Парламентская газета>, №955(324), Дата выхода: 19.04.2002